Законом Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. № 169-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства и видах деятельности, на осуществление которых распространяется исключительное право государства» определены объекты, находящиеся только в собственности государства.
Указанные объекты не подлежат приватизации и в ходе преобразования государственных организаций в акционерные общества передаются обществам в безвозмездное пользование.
Порядок заключения и исполнения договоров безвозмездного пользования имуществом регулируется главой 36 Гражданского кодекса Республики Беларусь.
Постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 32 «Об установлении формы договора безвозмездного пользования имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь» (в редакции постановления от 20 ноября 2020 г. № 25) утверждена форма договора безвозмездного пользования для применения республиканскими органами государственного управления.
Для имущества, находящегося в собственности Гомельской области, форма договора безвозмездного пользования утверждена приказом комитета «Гомельоблимущество» от 18 октября 2021 г. № 161 «Об установлении примерной формы проекта преобразования» (приложение 15), (далее – приказ № 161) аналогичные формы договоров должны быть установлены горрайисполкомами.
Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 18 мая 2020 г. № 168 «О Едином реестре имущества» договор безвозмездного пользования имуществом, (далее – договор) дополнительное соглашение к нему подлежат внесению в Единый реестр имущества. При этом, учетный номер и дата учета в Едином реестре имущества проставляются автоматически.
До 1 июля 2022 г. ссудодатели представляют копию договора (дополнительного соглашения к нему) в комитет «Гомельоблимущество» (для собственности Гомельской области), в горрайисполком (для собственности соответствующей административно-территориальной единицы).
До подписания и последующего учета договора (дополнительного соглашения) необходимо сверить данные договора со сведениями, указанными в решении о передаче государственного имущества в безвозмездное пользование, технической и правоудостоверяющей документации, др.
Заключение договора
В соответствии со статьями 12 и 25 Закона Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XІІ «О приватизации государственного имущества и преобразовании государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества» объекты социального назначения, объекты, находящиеся только в собственности государства, могут быть переданы в безвозмездное пользование хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации предприятий как имущественных комплексов, открытым акционерным обществам, созданным в процессе преобразования коммунальных унитарных предприятий, с условием сохранения их целевого использования.
На основании решения (приказа, распоряжения и т.д.) государственное имущество передается акционерному обществу по договору, который заключается между двумя сторонами – ссудодателем и ссудополучателем.
При отсутствии замечаний договор должен быть учтен в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящих методических рекомендаций.
Внесение изменений в договор
В случае изменения состава имущества (отчуждение, передача, списание и т.д.) ссудополучатель обязан в течение 15 календарных дней представить ссудодателю для подписания дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор (подпункт 8.6 пункта 8 формы договора, утвержденной приказом № 161).
Наименование, место нахождения (адрес), площадь объектов недвижимости должны соответствовать данным правоудостоверяющей документации, если государственная регистрация на объект отсутствует – сведения указываются на основании данных технической документации, инвентарной карточки по бухгалтерскому учету.
В случае окончания срока действия договора дополнительным соглашением вносятся изменения и дополнения в части его продления. Срок действия договора начинается с даты заключения договора (если иное не указано в договоре).
До осуществления учета дополнительного соглашения необходимо определить соответствие законодательству (достоверность, обоснованность) сделки по вносимым изменениям и дополнениям в договор в соответствии с представленными документами-основаниями (решение об отчуждении имущества, акт о списании объекта основных средств, договор купли-продажи и т.д.). Также, по тексту дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на данные документы-основания.
При отсутствии замечаний дополнительное соглашение должно быть учтено в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящих методических рекомендаций.
Расторжение договора
В случае отсутствия предмета договора (отчуждение, списание имущества и т.д.) между сторонами заключается дополнительное соглашение о расторжении договора.
До осуществления учета дополнительного соглашения необходимо определить соответствие законодательству (достоверность, обоснованность) сделки по исключению имущества из договора в соответствии с представленными документами-основаниями (решение об отчуждении имущества, акт о списании объекта основных средств, договор купли-продажи и т.д.). Также, по тексту дополнительного соглашения должны быть указаны ссылки на данные документы-основания.
При отсутствии замечаний дополнительное соглашение должно быть учтено в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящих методических рекомендаций.
Изменение стороны по договору (ссудодателя)
1 вариант
При изменении стороны по договору (ссудодателя) заключается дополнительное соглашение к нему в трёхстороннем порядке. По тексту дополнительного соглашения должно быть указано в связи с чем произошли изменения.
При отсутствии замечаний дополнительное соглашение должно быть учтено в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящих методических рекомендаций.
2 вариант
Дополнительным соглашением расторгается договор с предыдущим ссудодателем. В преамбуле дополнительного соглашения должен быть указан документ-основание.
Далее заключается договор с новым ссудодателем, дата заключения которого должна соответствовать дате дополнительного соглашения о расторжении договора.
При отсутствии замечаний дополнительное соглашение должно быть учтено в соответствии с подпунктом 1.2 пункта 1 настоящих методических рекомендаций.
Контроль за выполнением условий договора
Право собственности на имущество, переданное по договору, сохраняется за соответствующей административно-территориальной единицей.
Согласно пункту 6.1 пункта 6 формы договора, утвержденной приказом № 161, ссудодатель имеет право осуществлять анализ соблюдения ссудополучателем законодательства, регулирующего безвозмездное пользование имуществом, а также порядка распоряжения им, выполнения ссудополучателем условий договора в целях обеспечения сохранности имущества, его целевого использования, содержания в состоянии, соответствующем обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов.
Подпункт 7.1 пункта 7 формы договора, утвержденной приказом № 161, определяет, что ссудодатель обязан в порядке и в пределах, установленных законодательством, осуществлять в отношении имущества полномочия собственника.
Типичные нарушения при работе с договорами
В ходе работы с договорами регулярно выявляются нарушения. Наиболее типичные:
· несоответствие формы договора действующему законодательству.
Форма договора должна соответствовать нормам Гражданского кодекса Республики Беларусь. Комитет «Гомельоблимущество» рекомендует использовать в работе форму договора, утвержденную приказом № 161;
· необеспечение сохранности имущества, переданного по договору, использование его не по назначению.
Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь ссудополучатель обязан пользоваться переданным имуществом в соответствии с условиями договора, а если такие условия в договоре не определены, – в соответствии с назначением имущества;
· неправомерная регистрация права частной собственности на государственное имущество, отсутствие государственной регистрации на объекты недвижимости.
На практике установлены факты государственной регистрации права собственности на переданное по договору имущество за ссудополучателями. Право собственности должно быть зарегистрировано за Гомельской областью или соответствующей административно-территориальной единицей;
· неправомерное распоряжение имуществом.
Распоряжение имуществом осуществляется только от имени государства уполномоченными органами.
Для собственности Гомельской области: порядок управления и распоряжения имуществом определен решением Гомельского областного Совета депутатов от 18 июня 2019 г. № 103 «Об управлении и распоряжении имуществом», порядок распоряжения жилищным фондом – решением Гомельского областного Совета депутатов от 14 сентября 2018 г. № 44 «О порядке распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности Гомельской области», порядок списания имущества – решением Гомельского областного Совета депутатов от 27 декабря 2019 г. № 159 «О списании имущества, находящегося в собственности Гомельской области».
Для собственности административно-территориальных единиц: порядок управления и распоряжения имуществом, порядок распоряжения жилищным фондом, а также порядок списания имущества установлены соответствующими решениями местных Советов депутатов.
Отношения по сдаче в аренду имущества, переданного по договору, регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 16 мая 2023 г. № 138 «Об аренде и безвозмездном пользовании имуществом»;
· нарушение порядка приватизации жилищного фонда, переданного по договору.
Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 136 Жилищного кодекса Республики Беларусь в редакции от 13.11.2017 приватизация жилых помещений, находящихся в безвозмездном пользовании организаций негосударственной формы собственности, созданных в результате разгосударствления и приватизации, осуществляется по решению государственных органов, с которыми заключены договоры, или уполномоченных ими лиц;
· несвоевременное внесение изменений и дополнений в договор при изменении состава имущества.
Ссудополучатель обязан в течение 15 календарных дней с даты изменения состава имущества представить ссудодателю для подписания дополнительное соглашение о внесении изменений и дополнений в договор;
· отсутствие учета договора (дополнительного соглашения к нему) в Едином реестре имущества.
Договор и дополнительные соглашения к нему подлежат учету в Едином реестре имущества в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 ноября 2020 г. № 667;
· несвоевременное внесение изменений в договор сведений о сроке его действия.
Пунктом 12 формы договора, утвержденной приказом № 161, установлен срок действия договора.
· неверная расстановка кодов вида, назначения и состояния переданного имущества в перечне к договору.
Данные коды указываются в соответствии с приложением к письму Госкомимущества от 2 июня 2008 г. № 12-04-07/322вн «Коды видов, назначения и состояния, определяемые в Перечне государственного имущества, передаваемого в безвозмездное пользование».
· неверное указание кода состояния объектов гражданской обороны.
В случае, когда эксплуатация объектов, входящих в состав имущества, в силу их специфики или иных факторов невозможна (не завершенные строительством объекты, объекты гражданской обороны и др.) либо, когда входящие в состав имущества объекты ссудополучателем фактически не эксплуатируются, к целевому использованию такого имущества приравнивается содержание его ссудополучателем в состоянии, обеспечивающем сохранность, целостность и готовность к эксплуатации или завершению строительства. Таким образом, объекту гражданской обороны должен быть присвоен код состояния «01» – «Используется по целевому назначению».
В целях соблюдения действующего законодательства, а также не допущения судебных разбирательств в отношении государственного имущества, переданного в безвозмездное пользование, комитет «Гомельоблимущество» рекомендует:
ссудополучателю обеспечить на постоянной основе проведение инвентаризации переданного по договорам имущества в части соответствия его фактического состояния сведениям, указанным в договоре, а также актуализацию сведений о переданном имуществе (исключение переданных, списанных и приватизированных объектов из договоров, приведение наименований и места нахождения (адресов) объектов в соответствие с правоудостоверяющей документацией);
ссудодателю осуществлять контроль за выполнением ссудополучателем условий договора, а также проверять достоверность (обоснованность) действий по распоряжению имуществом на основании представленных документов-оснований при осуществлении учета договора (дополнительного соглашения к нему).