1. По изменениям общих требований
1.1. Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) утверждены:
перечень видов экономической деятельности, о начале осуществления которых субъектом хозяйствования представляется уведомление в местный исполнительный и распорядительный орган (далее – Перечень);
общие требования пожарной безопасности к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
общие санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
общие требования в области охраны окружающей среды к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;
общие требования в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования.
Иные требования, содержащиеся в технических нормативных правовых актах подлежат добровольному применению при условии, если в процессе осуществления деятельности субъектов хозяйствования исключается причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан.
Основные положения Декрета № 7, которые разъясняются в настоящих Методических рекомендациях, вступают в силу с 26 февраля 2018 года.
1.2. Взаимоотношения государства и бизнеса будут базироваться на принципах, определенных в пункте 1 Декрета № 7:
презумпции добросовестности субъектов хозяйствования;
саморегулирования бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в предпринимательскую и иную экономическую деятельность субъектов хозяйствования;
сочетания заявительного принципа государственной регистрации субъектов хозяйствования и уведомительного порядка начала осуществления отдельных видов экономической деятельности;
приоритетной направленности работы контролирующих (надзорных) органов на профилактику правонарушений, а не исключительно на привлечение к ответственности за совершенные субъектами хозяйствования нарушения;
персонализации ответственности руководителя за надлежащую организацию деятельности субъекта хозяйствования, исключающую причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;
соразмерности наказания характеру совершенного субъектом хозяйствования правонарушения и наступившим в результате его совершения последствиям;
максимального использования информационных технологий во всех процессах взаимодействия государственных органов, их должностных лиц и субъектов хозяйствования.
1.3. Изменяются требования по обязательности технических кодексов установившейся практики (далее – ТКП).
ТКП будут обязательными только в случаях если:
- на этот ТКП содержится ссылка в законодательном акте (Кодексе, Законе, Указе Президента Республики Беларусь);
- на этот ТКП содержится ссылка в постановлении Совета Министров Республики Беларусь;
- на этот ТКП содержится ссылка в техническом регламенте Республики Беларусь;
- субъект хозяйствования добровольно заявил о соблюдении ТКП.
Таким образом, в иных случаях ТКП являются добровольного применения и ответственность, в случаях их неприменения, не наступает. При этом, Декретом № 7 не исключается возможность предусматривать в законодательных актах возможность придания обязательной юридической силы отдельным техническим нормативным правовым актам (например, ЭкоНиП, ГеоНиП).
2. По изменениям природоохранных требований
С 26 февраля 2018 г. вступают в силу нормы Декрета № 7, отменяющие ряд требований:
1. В области обращения с отходами производства.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации (в том числе те, которые не включены в Перечень), освобождаются от обязанности:
- назначать должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за обращение с этими отходами;
- разрабатывать (утверждать) инструкции по обращению с отходами производства;
- разрабатывать (утверждать) нормативы образования таких отходов;
- вести учет отходов и проводить их инвентаризацию.
Все субъекты хозяйствования (не только индивидуальные предприниматели и микроорганизации) вправе осуществлять перевозку отходов (за исключением опасных отходов и грузов, которые перевозятся в соответствии с требованиями международных договоров) без сопроводительного паспорта перевозки отходов производства.
2. В области воздействий на атмосферный воздух.
Все субъекты хозяйствования (не только индивидуальные предприниматели и микроорганизации), осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать проекты нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, если согласно акту инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух суммарные валовые выбросы составляют три тонны и менее в год или валовые выбросы загрязняющих веществ 1-го класса опасности составляют десять килограммов и менее в год. Получать разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексное природоохранное разрешение в таком случае так же не требуется.
3. В области водопользования.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности разрабатывать индивидуальные технологические нормативы водопользования, если они осуществляют водопользование (водопотребление и водоотведение) только посредством систем водоснабжения и канализации населенных пунктов.
4. В области локального мониторинга.
Индивидуальные предприниматели и микроорганизации, осуществляющие экономическую деятельность, включенную в Перечень, освобождаются от обязанности проводить локальный мониторинг окружающей среды, объектами которого являются поверхностные, подземные и сточные воды, а также выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Рекомендуется обратить внимание на то, что обязанность проведения локального мониторинга окружающей среды для иных субъектов хозяйствования не отменяется.
Справочно: микроорганизации - зарегистрированные в Республике Беларусь коммерческие организации со средней численностью работников за календарный год до 15 человек включительно.
3. Применение ответственности
Непринятие руководителем юридического лица необходимых мер по надлежащей организации деятельности этого юридического лица в соответствии с установленными законодательством требованиями, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан, если в этом деянии нет состава иного административного правонарушения или состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до двухсот базовых величин.
Право составлять протоколы об административном правонарушении предоставлено должностным лицам (в пределах их компетенции), перечисленным в статье 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а рассматривать дела - районному (городскому) суду.
4. Иные требования
С 26 февраля 2018 г. расширены права субъектов хозяйствования (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в части сноса неиспользуемых объектов.
Решение о сносе неиспользуемых объектов принимают местные исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня, в котором определяется необходимость разработки проектной документации.
Субъекты хозяйствования, планирующие снос неиспользуемых объектов, согласовывают с местными исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня (т.е. городскими и районными исполкомами):
порядок, способ сноса неиспользуемого объекта, порядок обращения с материалами и отходами, образующимися при сносе неиспользуемого объекта (Включая возможность их передачи населению, крестьянским (фермерским) хозяйствам и иным организациям, а также использования для рекультивации карьеров, выполнения работ по вертикальной планировке нарушенных земель, в том числе в месте производства работ по сносу неиспользуемого объекта, для подсыпки оснований дорог, в качестве изоляционных слоев на объектах захоронения отходов);
порядок восстановления плодородия нарушенных земель и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В случае, когда требования иных нормативных правовых актов противоречат нормам Декрета № 7, то применяются нормы Декрета № 7