Приглашаем принять участие в аукционе 30 мая! 19 лотов с понижением цены до 80%.

Итоги контрольной деятельности за 2016 год

За 2016 в целях осуществления контроля за соблюдением законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом фондом «Гомельоблимущество» проведены проверки организаций и мониторинги административно-территориальных единиц Гомельской области.

Перечень подлежащих проверке вопросов включает вопросы государственной регистрации недвижимого имущества, ведения Единого реестра государственного имущества и поддержания его в актуальном состоянии, учета и использования объектов в хозяйственной деятельности, законности сделок с таким имуществом, включая арендные отношения, а также правильность заполнения формы ведомственной отчетности «Отчет об использовании зданий, сооружений, изолированных помещений, находящихся в государственной собственности».

В 2016 году наиболее распространенными являлись нарушения Указа Президента Республики Беларусь от 29 марта 2012 г. № 150 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом» (далее – Указ № 150), повлекшие занижение размера арендной платы в результате:

неверного определения коэффициента местонахождения сдаваемых в аренду зданий (их частей), применяемого на основании подпункта 8.1 пункта 8 Положения о порядке определения размера арендной платы при сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, утвержденного Указом № 150;

занижения арендуемой площади вопреки сведениям технического паспорта на здание и требованиям пункта 8 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 150, а также инструкций о порядке сдачи в аренду коммунального имущества, утвержденных решениями местных Советов депутатов.

В проверяемом периоде организации-арендодатели не представляли в облисполком (фонд «Гомельоблимущество») информацию об объектах недвижимого имущества, предлагаемых к сдаче в аренду, для включения в единую информационную базу данных неиспользуемого имущества, предназначенного для продажи и сдачи в аренду, размещенную в сети Интернет. Тем самым не соблюдали требования части второй пункта 3 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 150 и инструкций о порядке сдачи в аренду коммунального имущества, утвержденных решениями местных Советов депутатов.

В нарушение пункта 1 статьи 162 Гражданского кодекса Республики Беларусь, подпункта 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 4 января 1996 г. № 9 «Об упорядочении использования зданий, сооружений и иных помещений, находящихся в государственной собственности», пункта 7 Положения о порядке сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, машино-мест, их частей, находящихся в республиканской собственности, утвержденного Указом № 150, и инструкций о порядке сдачи в аренду коммунального имущества, утвержденных решениями местных Советов депутатов, сторонними лицами без заключения договоров аренды либо безвозмездного пользования использовались помещения (их части), внешние стены зданий, покрытия площадок.

Проверенными организациями не была обеспечена полная и своевременная уплата в бюджет средств от сдачи в аренду недвижимого имущества, чем нарушены подпункты 2.3, 2.9 пункта 2 Указа № 150 и решения местных Советов депутатов.

Нарушения законодательства об аренде повлекли административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 23.27 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Отдельные организации в проверяемых периодах формально подходили к вопросам инвентаризации основных средств, которые проводились без сопоставления фактического наличия объектов с данными бухгалтерского учета и выявления неиспользуемых объектов с целью их учета и последующего вовлечения в хозяйственный оборот. Нарушение проверяемыми субъектами установленного Инструкцией по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 ноября 2007 г. № 180, единого порядка проведения инвентаризации повлекло выявление у них неучтенных и неиспользуемых объектов.

Так, в ходе проверок было выявлено 85 объектов, не состоящих на бухгалтерском учете. В течение года 70 из них приняты к учету на общую сумму 198 548,07 рублей.

Нарушения законодательства по ведению бухгалтерского учета повлекли административную ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 12.1 КоАП.

В ходе выездных мониторингов работниками фонда осматривается все имущество независимо от формы собственности.

По-прежнему выявляются, факты:

не включения неиспользуемых объектов недвижимости в планы по вовлечению их в хозяйственный оборот;

необеспечения сохранности законсервированных объектов;

неосуществления фактического сноса объекта при его списании, рекультивации земли;

не задействования и захламленности земельных участков, предоставленных для строительства и обслуживания объектов недвижимого имущества;

неучтенных (бесхозных) в бухгалтерском учете объектов недвижимости.

Так же, следует указать на недостаточную работу органов управления облисполкома и горрайисполкомов по работе с проданными объектами недвижимости, реализованными на аукционных торгах по начальной цене, равной одной базовой величине, которые выявляются в ходе мониторингов как работниками фонда, так и другими контрольными (надзорными) органами.

Типичными являются следующие нарушения:

в нарушение норм законодательства продавцами имущества – государственными организациями в договор купли-продажи не включаются обязательные условия, прописанные как в решении райисполкома, так и в протоколе аукционных торгов, а также штрафные санкции, предусмотренные законодательством;

не обеспечивается в установленные сроки государственная регистрация договоров купли-продажи;

покупателями несвоевременно осуществляется оплата за приобретенное имущество, при этом, продавцами – не взыскивается в бюджет в установленном порядке предусмотренная пеня;

покупателями затягиваются сроки ввода объектов в эксплуатацию, а со стороны продавцов эти сроки несвоевременно и необоснованно продлеваются без взыскания штрафных санкций по договору;

в случае неисполнения покупателями обязательных условий договоров купли-продажи со стороны продавцов и собственников государственного имущества затягиваются сроки ведения претензионно - исковой работы, не обеспечивается взыскание штрафных санкций с покупателей, в т.ч. не направляются информационные сообщения о признаках административного правонарушения по части 6 статьи 23.27 КоАП в Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь.

Вышеуказанные нарушения законодательства по вопросам использования и распоряжения государственным имуществом свидетельствуют о ненадлежащем исполнении руководителями государственных организаций, возложенных на них обязанностей, отсутствии контроля со стороны структурных подразделений горрайисполкомов за распоряжением государственным имуществом (в т.ч. за исполнением договорных обязательств), непринятии своевременных мер к лицам, допустившим нарушения, и, самое главное, во многих случаях – нанесении вреда государству.

Joomla SEF URLs by Artio